05 червня 2009

Завершена робота міжвідомчої робочої групи з питань реформування залізничного транспорту

Кінцева редакція протоколу комісії проходить погодження. А зараз...

Самодержавие в Украине?
 
(Или мысли вслух по завершению работы межведомственной рабочей группы по вопросам реформирования железнодорожного транспорта)
 
Железная дорога – государство в государстве. Не знаю, кто впервые это произнес, но к такой мысли приходят практически все.
А почему бы и нет?
Свой транспорт, своя дорога и электроснабжение, своя связь и почта, своя пресса и учебные заведения, своя медицина и оздоровительные комплексы, своя военизированная охрана. К тому же в добавление к имеющимся железнодорожным войскам, транспортной милиции и транспортной прокуратуре создается служба внутренних расследований при МТЗУ.
Чем Вам не государство? С численностью работающих 400 тыс. человек, плюс члены их семей.
Кому не хочется почувствовать себя самодержцем если не «всея Украины» то хотя бы «всея Укрзализныци».
Именно к такому выводу пришел я, как член межведомственной рабочей группы по вопросам реформирования железнодорожного транспорта, после трех её заседаний.
Немного истории.
15 апреля с.г. Премьер-министр Украины Ю.В.Тимошенко провела долгожданное и много раз переносимое совещание по вопросам реформирования железнодорожного транспорта.
Причина столь высокого уровня рассмотрения вопроса – наличие принципиальных разногласий в вопросах реформирования у политиков с одной стороны, которых представляет Министр транспорта и связи, и профессионалов - железнодорожников с другой стороны.
Результатом совещания стал протокол, которым строго-настрого предписывалось:
1. З метою опрацювання питання підготовки до реформування залізничного транспорту у п’ятиденний строк утворити міжвідомчу робочу групу під головуванням Міністра транспорту та зв’язку за участю представників галузевих профспілок, якій в місячний строк здійснити детальний аналіз всіх активів галузі. За результатами підготувати узгоджені пропозиції щодо заходів із законодавчого проведення відповідних структурних змін.
2. В триденний строк вирішити питання скасування наказу Міністерства транспорту та зв’язку від 18 квітня 2008р. № 463, яким зі сфери управління Укрзалізниці були виведені підприємства, що входять до складу єдиного виробничо-технологічного комплексу залізничного транспорту. Про виконання доповісти не пізніше 21 квітня 2009р.
3. Підготувати та подати для затвердження на черговому засіданні Уряду проект рішення про скасування постанови Кабінету міністрів України від 3 грудня 2008р.№ 1044.
Через 12 дней!, приказом МТЗУ от 27.04.09 № 460 такая рабочая группа была создана, а через 28 дней она провела первое своё заседание.
Обе стороны, осознавая необходимость реформирования железнодорожного транспорта и приведение системы его управления к условиям рыночной экономики, сошлись на том, что самой оптимальной и доступной для понимания схемой управления, является государственная акционерная компания (ГАК), 100% акций которой будут принадлежать государству.
ГАК – акционерное общество, государственная доля в уставном фонде которого превышает 50% или составляет величину, которая обеспечивает государству право решающего влияния на хозяйственную деятельность этой компании.
При этом осуществляется разделение хозяйственных функций и функций государственного управления, создаются условия для внедрения вертикально-интегрированной формы управления с разделением инфраструктуры и перевозочного процесса.
Но сразу внедрить такую схему невозможно по следующим причинам:
- отсутствие политической стабильности в стране, а отсюда и единого политического решения и политической воли, что безусловно приводит к невозможности оперативного совершенствования ныне действующей законодательной базы и принятия новых законов, необходимых для реформирования отрасли;
- период так называемого «кризиса» не позволяет определить реальную рыночную стоимость основных фондов объектов железнодорожного транспорта.
В чём же принципиальные разногласия между политиками и профессионалами?
Разногласия в том, какой выбрать путь к ГАК, какие изменения необходимо произвести на промежуточном этапе.
Железнодорожники, как профессионалы, для которых ответственность перед клиентами (пассажирами, грузоотправителями) является смыслом трудовой деятельности (особенно в вопросах безопасности движения), не допускают даже мысли о том, что на каком то этапе реформирования можно допустить нарушение установившегося единого производственно-технологического комплекса, обеспечивающего бесперебойную и безаварийную работу железнодорожного транспорта.
Учитывая последствия, к каким может привести даже кратковременный сбой в управляемости непрерывным транспортным процессом, железнодорожники видят на переходном этапе необходимость создание концерна.
Концерн – уставное объединение предприятий, а также иных организаций на основе их финансовой зависимости от одного или группы участников объединения, с централизацией функций научно-технического и производственного развития, инвестиционной, финансовой, внешнеэкономической и др. деятельности.
Во-первых, предоставляется возможность разделения хозяйственных функций и функций государственного управления.
Во-вторых, отпадает необходимость лишения статуса юридических лиц дорог и других предприятий, завязанных на едином технологическом процессе.
В-третьих, не разрушаются договорные, финансовые и другие взаимоотношения со смежниками.
По мнению специалистов, озвученном на международной конференции во Львове, расходы по одной железной дороге, связанные с изменением статуса, потребуют дополнительных расходов порядка 50 млн. гр. и 2-3 года времени (договора, финансовые и имущественные обязательства, административно-технические процедуры и т.д. и т.п.)
В целом по Укрзализныце набегает 300 млн. гр. плюс отдельные предприятия, плюс предстоящие двойные выборы в Украине, итого дай Бог вложиться в 0.5 млрд. гр. (Никак не вяжется с антикризисной программой Правительства).
Позиция политиков, в лице Министра МТЗУ Й.Винского, заключается в том, чтобы на первом этапе (по мнению департамента ж.д.транспорта на 1-2года, пока не будет подготовлена законодательная база) создать государственное предприятие (ГП) численностью 400 тыс. чел, лишить железные дороги статуса юридических лиц, забрать под своё непосредственное управление десятки предприятий, являющихся сегодня вместе с дорогами и Укрзализныцей составными частями единого производственно-технологического транспортного комплекса.
ГП – субъект хозяйствования, созданный компетентным органом государственной власти на основе государственной собственности для удовлетворения общественных и личных потребностей, путём осуществления производственной, научно-исследовательской, торговой и другой хозяйственной деятельности.
Во-первых, трезво оценивая ситуацию в нашей стране, ни один здравомыслящий человек не поверит, что «слуги народа» бросят свою предвыборную деятельность и займутся принятием законов, необходимых для проведения реформирования железнодорожной отрасли.
Реальный срок, необходимый для принятия соответствующих законов, это 2-3 года после окончания всех выборов (при наличии политической воли).
Во-вторых, именно в период выборных баталий под руководством политиков произойдёт ослабление исполнительской дисциплины и нарушение устоявшейся единой системы управления железнодорожным транспортом, что безусловно приведёт к её краху.
В-третьих, не восприятие железнодорожниками политических интриг и возни вокруг железнодорожного транспорта и объектов его недвижимости приведёт к социальному взрыву.
Вполне очевиден вопрос: зачем политикам, в лице Й.Винского, такой вариант?
Ответ я получил на последнем заседании межведомственной рабочей группы (которую Й.Винский, несмотря на строгое указание Ю.Тимошенко, вообще проигнорировал и ни разу на неё не явился).
Если сегодня кадровые вопросы, а именно: назначение и снятие с должности Генерального директора Укрзализныци, его замов, начальников дорог коллегиально решает Кабинет Министров Украины, то после создания государственного предприятия МИНИСТР единолично будет решать, кому и кем быть, демонстрируя при этом (в период выборов) всем политическим силам своё величие.
Чем Вам не самодержавие.
Учитывая, что министры, как показал опыт последних лет, – политики, познания которых в железнодорожном транспорте на уровне пассажира или грузоотправителя, то и решения, принимаемые им, будут носить исключительно политический характер, а ущерб наноситься всей Украине.
Возможно политическая сила, которую он представляет, решила принцип самодержавия опробовать на «государстве в государстве», а потом перенести на всю Украину?
Так или иначе, но тот факт, что Й.Винский может безнаказанно и демонстративно дважды не выполнять официальное распоряжение Ю.Тимошенко, по одному и тому же вопросу, свидетельствует о полном взаимопонимании внутри этой политической силы.
 
Но зато – какой был протокол!
 
Председатель ВПМУ     С.Кариков